Главная » 2021 » Ноябрь » 5 » Формирование положительной мотивации учащихся – важнейшее условие качества образования
10:17
Формирование положительной мотивации учащихся – важнейшее условие качества образования

опыты:

 

Рехколайнен Л.Г.

Формирование положительной мотивации учащихся –

важнейшее условие качества образования

(Выступление на городском семинаре учителей физики 01.11.2021)

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках физики успешно реализуется  при наблюдениях за физическими явлениями, процессами, объектами.

Наблюдения, осуществляемые в процессе обучения,  помогают учащимся осознанно воспринять материал и вместе с тем обусловливают развитие наблюдательности, т.е. умение подмечать характерные, часто даже малозаметные признаки  изучаемых явлений, объектов. Учебное  наблюдение – не простое рассматривание явлений, опытов, объектов. Отличительный признак его – наличие одного или нескольких новых вопросов, требующих от учащихся исследовательского подхода и самостоятельного нахождения правильных ответов на вопросы путем соответствующих мыслительных операций. Эксперимент на уроках физики  не вытесняет и не заменяет  наблюдения. Проводя наблюдение в условиях эксперимента, ставится цель, которая уже достигнута наукой, но учащимся эти достижения еще не известны. Все это придает наблюдению и эксперименту исследовательское направление и вызывает у учащихся познавательный интерес, выявляет склонности учащихся к изучению физики, развивает их интерес к науке, развивает черты личности, определяющие общий уровень развития учащегося.

 Учащихся следует обязательно привлекать к активному анализу вопросов и  проблем, которые возникают в результате проведения эксперимента, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а с ним и положительные эмоции в результате наблюдений за экспериментом.

 

Демонстрация  необычных опытов в 7 классе по теме «Плавучесть тел».

В этой серии опытов придется размышлять о законе Архимеда, точнее, о  вытекающих из него следствиях,  в частности об условии  плавания тел.

Интуитивно ясно, что ответ на вопрос – почему тело плавает, а  другое тонет, тесно связано  с действием жидкости на погруженное в нее тело. Нельзя удовлетвориться  ответом, что легкие тела плавают, а  тяжелые – тонут: пластилиновый шарик утонет в воде, а вылепленная из него лодочка будет плавать. При этом следует иметь в виду, что массы шарика  и  лодочки одинаковы. Отсюда следует вывод, что сравнением массы тел ограничиваться нельзя. Надо учитывать еще и объемы, которые  занимают  тела соответствующей массы. Оказываетсяесть такая физическая величина, которая учитывает и массу тела, и объем вещества, из которого это тело состоит. Эта величина называется плотностью. Плотность вещества под названием  «пластилин»  больше плотности вещества под названием  «вода». Это означает, что кубик пластилина имеет массу большую, чем такой же по объему кубик воды. В этом случае принято говорить, что плотность пластилина больше плотности воды. Рассмотрим несколько простых опытов по плавучести тел.

Опыт 1 (виноградная карусель).

Суть опыта такова: если в стакан налить воду, а затем бросить в нее виноградинку, то она утонет. А если налить в стакан  сильно газированную воду? Поначалу виноградинка утонет. Так как плотность виноградинки больше плотности воды. Однако спустя небольшой промежуток времени виноградинка начнет  всплывать. Достигнув поверхности воды, она вновь утонет. Затем опять начнет подниматься и вновь утонет. Получается карусель.

В чем здесь физика?

Движение виноградинки в воде можно объяснить следующим образом. Молекулы растворенного в воде газа постепенно накапливаются на виноградинке, которая выступает для них в роли некоторой затравки,  и образуют пузырьки газа. На определенном этапе плотность «композиции», образованной виноградинкой вместе с облепившими ее пузырьками, становится меньше плотности воды. В результате виноградинка,окруженная газовыми пузырьками,подниматься вверх, всплывает.Коснувшись  поверхности воды, газовые пузырьки лопаются. Виноградинка начинает тонуть.

Вопросы:  а) Как долго, по-вашему, будет курсировать изюминка в стакане с газированной водой?

б)Выполните опыты с пластилином. Порассуждайте, одинаковая  ли плотность у пластилинового шарика и плавающей лодочки, вылепленной из этого шарика?

Опыт 2 (спасательный жилет для апельсина).

Предлагаемый опыт для апельсина является логическим продолжением предыдущего опыта с виноградинкой.Поместим в сосуд с водой неочищенный апельсин. Убедимся в том, что он не тонет, плавает. Снимем кожуру с апельсина и поместим его в сосуд с водой. Оказывается, что если с апельсина снять кожуру, то он сразу теряет способность удерживаться на воде, тонет. Выходит, что кожура апельсина играет роль  спасательного жилета, удерживает апельсин на плаву.

В чем здесь физика?

Апельсиновая кожура  пористая, она содержит большое количество пузырьков воздуха. Наличие этих пузырьков влияет на среднюю плотность – она оказывается меньше плотности воды. Известно,что такое соотношение плотностей приводит к тому, что погруженное в жидкость тело плавает в ней, не тонет.

Задание.Поразмышляйте дома на предмет практического применения  приобретенных в процессе экспериментирования с виноградинкой и апельсином знаний?

Опыт 3 (лягу на дно, как подводная лодка).

Наш разговор будет незавершенным, если не проделаем еще один опыт, связанный с проблемой плавания тел. На этот раз предлагается познакомиться с  поведением картофелины в воде.

Опустим картофелину в воду и понаблюдаем за ее поведением в воде. Ничего необычного мы не обнаружим. Поскольку плотность картофеля больше плотности воды, картофелина сразу окажется на дне. Спасительных пузырьков у картофелины нет. По какому пути идти, чтобы картофелина всплыла? Можно ли в этом опыте пойти путем увеличения плотности жидкости, в которую мы опускаем картофелину? Самый простой способ увеличить плотность воды – это растворить в ней кухонную соль. Будем понемногу добавлять в воду соль до тех пор, пока  картофелина не всплывет.

Задание 1.Попробуйте поменять местами виноградину и часть картофелины. Сформулируйте  результаты наблюдений и обсудите с друзьями.

Задание 2.Разрежьте картофелину пополам и вырежьте в них углубления. Затем соедините 2 половинки,проткнув их спичкой, и поместите в банку с водой. Результаты объясните.

Вопрос. Как вы думаете, если в банку с водой вместо большой  картофелины опустить маленькую, она  будет плавать или утонет?

Предлагаемые опыты помогут вам  лучше разобраться в условиях плавания тел. Если вы хотите, чтобы знания накапливались, а не терялись по дороге, систематизируйте их. Для этого после завершения  каждого эксперимента вспоминайте, что у вас получилось и почему получилось и, наоборот, что  не получилось и почему не получилось. Накапливайте радостные моменты в экспериментировании, избавляйтесь от неприятных.

 

 

Просмотров: 22 | Добавил: agmk_alchevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close