Психологическая служба образовательных учреждений

города Алчевска Луганской Народной Республики

Психологическая служба системы образования является важной составляющей частью системы охраны физического и психологического здоровья детей, учащихся и учащейся молодежи и действует, прежде всего, с целью создания оптимальных социально-психологических условий для развития личности.

Практический психолог и социальный педагог являются главными звеньями системы социального и психологического обеспечения на уровне образовательной организации и приобщены к решению основных задач этой

системы. В связи с этим, существенно повышается роль и значение профессиональной деятельности специалистов психологической службы системы образования в сфере обеспечения психологической защиты всех участников образовательной деятельности.

Психологическая служба Алчевска направляет свою деятельность на реализацию основной цели: осуществление психологического сопровождения социального, умственного и психического развития ребенка, обеспечение сохранения и укрепления здоровья, профилактика нарушений психического здоровья обучающихся в процессе их воспитания, образования и социализации.

Основные задачи деятельности психологической службы:

  • Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса.

  • Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их дошкольного и школьного детства.

  • Развитие индивидуальных особенностей, качеств и способностей ребенка как личности.

  • Предоставление своевременной социально-психологической помощи детям, родителям, учителям и воспитателям.

  • Профилактика профессионального выгорания педагогов.

  • Профилактика алкоголизма, наркомании, СПИДа, противоправного поведения, насилия над детьми.

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей, руководителей образовательных учреждений и т.п.

На 25.05.2017 года количество работников психологической службы образовательных учреждений Алчевска составляет 28 человек, из них:

Методист психологической службы – 1 человек

Практические психологи ГБОУ и ГБДОУ – 22 человека

Социальные педагоги ГБОУ – 5 человек.

В своей деятельности психологическая служба города Алчевска руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки ЛНР. Деятельность психологической службы системы образования осуществляется в соответствии с Положением о психологической службе системы образования и Этическим кодексом психолога, которые гарантируют высокий профессионализм, гуманность, ответственность, конфиденциальность работников психологической службы системы образования ЛНР.

Что же представляет собой психологическое сопровождение образовательного процесса?

Психологическое сопровождение - это целостная система организационных, диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий с обязательным учетом возрастных особенностей учащихся, грамотно спланированная работа со всеми категориями участников учебно-воспитательного процесса

Цель психологического сопровождения - создание максимально комфортных условий, которые дают возможность в полной мере реализовать способности и наклонности учащегося, сформировать высокую адекватную самооценку и стремление к самореализации

Функции психологического сопровождения:

  • Организационная - анализ актуальности внедрения психологического сопровождения по определенной проблеме.

  • Диагностическая - определение индивидуальных особенностей ученика по определенным психодиагностическим методикам, системное отслеживание статуса учащегося и динамики его психического развития.

  • Прогностическая - определение направлений и необходимых условий для индивидуального развития участников психолого - педагогического процесса на основе диагностики реальных и потенциальных возможностей и проектирования содержания и направлений индивидуального развития учащегося

  • Коррекционная - создание комплексной программы на всех этапах развития ребенка, которая состоит из гибких моделей организации учебно-воспитательного процесса и предусматривает устранение отклонений в психофизическом и индивидуальном развитии и поведении.

  • Развивающая - оказание конкретной помощи, сопровождающейся психологической поддержкой учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. Разработка и ведение карт индивидуального развития учащихся. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе. Создание условий для самопознания, раскрытия потенциала личности

  • Профилактическая - оказание помощи учащимся в их личностном развитии, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе его психолого-педагогического изучения с целью своевременного предупреждения отклонений в психофизическом развитии и поведении

  • Реабилитационная - оказание психолого-педагогической помощи учащимся, которые находятся в кризисной ситуации, детям группы риска.

  • Аналитическая - анализ и своевременное устранение отклонений в психофизическом развитии и поведении учеников.

  • Консультативная - оказание помощи учащемуся в осознании его чувств и отношения к возникшей проблеме, точная идентификация проблем, поиск решений или рекомендации о том, как справиться со сложившейся ситуацией

  • Мотивационная - создание условий для формирования у учащихся мотивации к самовоспитанию, саморазвитию и самоактуализации. Привлечение учителей и родителей к процессу сопровождения

  • Контролирующая - работа экспертной комиссии в составе классных руководителей, учителей-предметников и практического психолога во главе с администрацией ОУ.

  • Просветительская - повышение психологической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Специалисты психологической службы Алчевска свою деятельность осуществляют по следующим направлениям:

  • Психологическая диагностика

  • Психологическое консультирование

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Психологическое просвещение

  • Профилактическая работа

  • Организационно-методическая работа

Содержание направлений социально-психологического сопровождения:

1. Психологическая диагностика.

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования заключается в знании психологических особенностей учащихся, что позволяет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность. Дает возможность отследить динамику развития личности учащихся, разработать практические рекомендации по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения.

2. Психологическое консультирование.

Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.

Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;

  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;

  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;

  • профориентационное консультирование учащихся;

  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, родителям и педагогам,которые находятся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения;

  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения и др.

Основные условия консультативного взаимодействия – это безоценочное позитивное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия.

3. Коррекционно-развивающая работа.

Необходимость в коррекционно-развивающей работе появляется тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому в случаях возникновения различных проблем с детьми возникает необходимость в корректировке развивающей среды, имеющей свои специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого ребенка, вступившего в этот период.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника, оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха.

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов психодиагностики.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы в школе проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арт-терапия, используются проективные методы, компьютерные игры по развитию саморегуляции.

  1. Психологическое просвещение.

Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.

Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей; плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах; лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы.

В работе с учащимися используются следующие формы:

  • групповые дискуссии на темы: «Смысл и ценности жизни», «Развитие духовных ценностей»;

  • семинары-тренинги на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть самостоятельным», « Профессиональное самоопределение».

Личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется и на основе психологических рекомендаций. В результате деликатной помощи психолога и педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом. Учащийся выстраивает свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

Психологическое просвещение и информирование родителей проводится в форме выступления на родительских собраниях, лекториях для родителей и подготовкой рекомендаций, памяток.

  1. Психопрофилактическая деятельность.

Психологическая профилактика становится одним из важных направлений профессиональной деятельности специалиста психологической службы – это анализ всех воздействий на обучающихся, условий их жизни, воспитания, обучения с целью заранее предупредить или предохранить от чего-то нежелательного, опасного для развития и жизни детей.

Профилактика - целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков «группы риска».

Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного учреждения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания обучающихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы школы и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.

Также обозначилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Основные задачи профилактической работы - создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальности, духовного и физического совершенствования на основе приобщения подростков к совместному творчеству, обращения к личностным проблемам детей, формирования их нравственных качеств и здорового образа жизни.

Таким образом, обладают рядом возможностей для профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  • возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и организации досуговых мероприятий;

  • возможность организации социально-ценностной деятельности детей, развития их активной жизненной позиции;

  • возможность создания условий для эффективного общения детей;

  • возможность повышения уровня самосознания и самооценки, самоутверждения и самореализации подростков:

  • развитие духовно-нравственных ценностей учащихся.

  1. Организационно-методическая работа.

Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности работника психологической службы. Подобная работа не всегда видна стороннему наблюдателю, однако, требует больших временных и энергетических затрат специалиста.

В рамках этого направления психологом осуществляется:

  • Планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, месячного плана работы, годового анализа работы)

  • Ведется текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, аналитических справок по результатам диагностики, рекомендаций для педагогов и родителей)

  • Осуществляется подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов)

  • Повышается уровень профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства; посещение конференций, обучающих семинаров городского и республиканского уровней; работа по теме самообразования; обобщение опыта работы на городском, республиканском уровнях).

Согласно Положению о психологической службе системы образования, продолжительность рабочей недели практического психолога, социального педагога составляет 40 часов в неделю. Из них 20 часов отводится для работы в образовательном учреждении (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т.д.) и 20 ч. - на организационно-методическую работу (подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследования, оформление выводов и т.д. вне учебного учреждения).

Все перечисленные виды деятельности на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики, профиля учреждения, где он работает.

Основными этическими принципами деятельности психолога являются:

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип компетентности;

  • принцип ответственности;

  • принцип этической и юридической правомочности;

  • принцип квалификационной пропаганды психологии;

  • принцип «не навреди».

Психологическая служба, осуществляя поставленные цели и задачи, тесно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса: администрацией, учителями, учащимися, родителями.

close