Сквернословие в подростковой среде – проявление независимости или пагубная привычка?

СКАЧАТЬ
Рекомендации психолога для педагогов ДОУ СКАЧАТЬ
Проблемы детско-родительских отношений в подростковом возрасте СКАЧАТЬ
Как любить своего ребенка СКАЧАТЬ
Агрессивный ребенок - что делать? СКАЧАТЬ
Детский суицид. Как помочь детям избежать его СКАЧАТЬ
Профилактика школьного буллинга СКАЧАТЬ
Использование Монтессори-материалов в коррекционной работе психолога с детьми дошкольного возраста СКАЧАТЬ
Актуальность Монтессори-педагогики в образовательной работе современного дошкольного учреждения СКАЧАТЬ

 


 

Рекомендации психолога

Работа над ошибками: типичные ошибки родителей школьников

Как только в жизни ребёнка появляется школа, отношения в семье часто кардинальным образом меняются. Ссоры и скандалы из-за несделанных уроков, плохих оценок  буквально превращают до сих пор любящих друг друга людей чуть ли не во врагов. Что делать, если между вами и ребёнком встала школа?

В каких случаях родителям стоит посмотреть на себя со стороны, признать и исправить свои ошибки?

Иногда они считают, что ребёнку нужна строгая учительница, у которой высокие результаты.

Но излишняя строгость  подавляет ребенка, он учится подчиняться, «отключать» свою волю. Худшая формулировка взрослых при этом: «Делай, потому что я так сказал». В такой ситуации ребёнок  не научится принимать решения, выбирать, не будет осознавать, чего он сам хочет. Зато наверняка усвоит: он не должен задавать вопросы; надо подчиняться; кто сильнее, тот и прав. Он постепенно может потерять способность самостоятельно анализировать, а со временемсам станет  диктатором.

Поэтому уходите от категорий: добрый-злой, строгий-нетребовательный. Главное, может ли учитель сделать так, чтобы ребёнок развивался, не утратил любознательности, чтобы у него было право задавать взрослому любые вопросы.

Часто родители уверены, что ребёнка лучше отдавать в «сильную» школу - гимназию или лицей, где много требуют.

Но школа должна быть не модной и престижной, где «ему не дадут спуску», а напряженной, интересной, в первую очередь, в  смысле возможностей развития, чтобы школьнику было в ней комфортно, чтобы он учился с удовольствием.  Если у ребёнка после школы и выполнения уроков вообще не остается времени на себя, он тут же начнет делить свою жизнь на плохое и хорошее. И очевидно, в какой категории окажется школа и всё, что с ней связано. А дальше родители констатируют: «Мой ребёнок стал ленивым, он совсем ничем не интересуется».

Еще одно заблуждение родителей, что ребёнка надо обязательно нагрузить дополнительными занятиями и секциями помимо школы.

Идеально, если ребёнку нравится музыкальная школа или спортивная секция, куда его отвели родители. Но чаще всего это вызывает сумасшедшее сопротивление. А ребенок боится, не хочет огорчать родителей или просто не в состоянии внятно сформулировать свой отказ. Вот и получается, что он учится тому, чего не любит, не понимает, зачем ему это делать. Родитель хочет реализоваться за счет ребенка, проецирует на него свои ожидания, совершенно не задумываясь, нравятся ли ему занятия, есть ли у него необходимые способности и задатки. И вместо разностороннего развития душа ребенка томится в  своеобразной тюрьме из постоянных «должен», «надо» и «потом спасибо скажешь».

Еще одна ошибка родителей заключается в убеждении, что ребёнок не имеет права получать «тройки» и «двойки».

Если мы, взрослые, плохо сделали работу, то всегда найдём тысячу причин, почему правы мы, а не начальник. Отчего же с детьми поступаем не так? И почему собственная значимость родителя ставится в зависимость от оценки, которую учитель, поставил его ребёнку? Ведь оценка — вещь сугубо субъективная.         

Очень важно разобраться в причинах нежелания ребенка учиться. Попробуйте примерить эту ситуацию на себя. Может быть, у него с учительницей сложились непростые отношения, или  он не понял чего-то. Может, он неважно себя чувствует, и  потому ему в последнее время  не до учёбы.

Поддерживать ребёнка — не означает всегда говорить, что он прав. Это означает, дать ему право на ошибку и ее исправление, сохранять дома обстановку, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно и может поделиться тем, что у него на душе.

К типичным ошибкам относится также неумение родителей заинтересовать ребенка учебой.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением сопровождается выплеском гормонов счастья и ожиданием вознаграждения или похвалы. Если же этого не происходит, или предъявляются завышенные требования, если успех становится чем-то самим собой разумеющимся, сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Ошибаются также родители, которые  не хотят отдавать своего малыша в детский сад. В результате отсутствует контакт со сверстниками. Это ведет к недостаточному развитию сферы общения,  произвольного поведения. Ведь играя с другими, ребенок вынужден учиться договариваться, соблюдать правила, считаться с чужим мнением.

      Часто, волнуясь об интеллектуальной подготовке сына или дочери к школе, родители совсем не заботятся об умении ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Речь идет о формировании воли, усидчивости, ответственности, умении доводить начатое дело до конца.

          Иногда ребенка слишком рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов такой показатель биологического созревания, как сформированность руки. Проверить это можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме будущий школьник проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще недостаточно развита. Смена молочных зубов на коренные – еще один показатель биологической готовности. К моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 верхних и 2 нижних.

Неблагополучие в семье также ведет к тому, что ребенок, привыкший к отрицательному эмоциональному накалу во время семейных войн, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него не хватает на это энергии, ребенок эмоционально выгорает.
Поэтому дети из неблагополучных семей, как правило, оказываются в категории неуспевающих.

        Негативно влияет на школьную успеваемость и отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту, неправильные методы воспитания: заласкивания, чрезмерная опека, или, наоборот,  подавление личности, угрозы, физические наказания высмеивания, подтрунивания, сравнение с более успешными одноклассниками, обесценивание результатов  работы ребенка.

Как же создать такие условия, в которых школьнику самому захочется учиться?

* Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Взрослые часто говорят ребенку: «Не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенку трудно, он не справляется, потому что родители не приучили его преодолевать трудности. Нужно учить  «не сдаваться», стремиться к намеченной цели, верить в себя и свои силы, Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признания их способностей.

* Пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важно, чтобы родители контролировали процесс обучения: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы. Это происходит еще в  начальной школе. Но если  в среднем звене у школьника не сформированы навыки учебной деятельности,  важно вернуться и пройти заново все этапы обучения самоорганизации.

Научите его правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

*Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может высоко оценить работу ребенка, сравнивая сегодняшние его результаты со вчерашними, а учитель выставит плохую оценку, сравнив результаты ребенка с классом. Во избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой,  интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся.

* Согласно результатам исследований, мотивация успеха  формируется у детей в тех семьях, где к нимотносятся с теплотой, любовью и пониманием, а при повышении требований оказывают помощь. В тех семьях, где присутствует  жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к нежеланию учиться.
*  Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости. Когда нет позитивного самовосприятия – самооценка ребенка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом добиться жизненного успеха!
*  Нужно поощрять детей за хорошую учебу, но не деньгами, как это делают в некоторых семьях, а, например,  совместным досугом: играми, походами в цирк, в театр,  на каток, в боулинг. В этом случае родителями попутно решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение его потребности быть частью семейной системы.

* Очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Нужно объяснить ему, что процесс формирования умения учиться – процесс длительный, но необходимый. Поэтому не стоит  ожидать немедленных успехов. На этом нелегком пути могут быть падения, неудачи, «топтание» на месте. В этот момент очень важно, чтобы родители не раздражались, не дергали, не ругали своего ребенка.

      * Формируйте у школьника  навык самоконтроля. Многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается.

 Поиграйте вместе с ребенком в игры, где он в роли учителя проверяет ваше задание. Школьник должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как проверить содержание параграфа. Все знать невозможно, намного важнее, чтобы ученик знал, где искать ответы на возникающие  вопросы, умел и хотел это делать.

      В заключение я бы хотела поделиться с вами поучительной историей.

      Однажды  загорелся  двухэтажный дом, в котором оказались запертыми девочка восьми лет и ее годовалый брат. Когда приехали пожарные, они были поражены тому, что хрупкой, маленькой  девочке удалось выбраться из окна на втором этаже, пройти с младенцем на руках по узкому карнизу и спуститься на землю. Но один из них ответил на удивленные восклицания коллег: «Просто этой девочке никто не сказал, что она этого сделать не может…»

Многие люди сдаются на пути к своей цели, потому что никогда не слышали от своих родителей и учителей: «Я верю в тебя, у тебя все получится!» Говорите чаще своим детям эти волшебные слова. Не надоедайте им нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для них радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

 

Практический психолог

ГДОУ ЛНР №12 «Родничок»

Голубенко Ж.С.

close