Главная » 2018 » Ноябрь » 12 » Семинар «Инновации в общеобразовательных учреждениях: гигиенические проблемы и пути их решения»
09:24
Семинар «Инновации в общеобразовательных учреждениях: гигиенические проблемы и пути их решения»

08 ноября 2018 г на базе ГБОУ ЛНР «АГ имени В.Н. Онуфриенко» состоялся научно-практический семинар «Инновации в общеобразовательных учреждениях: гигиенические проблемы и пути их решения» для учителей информатики, химии, биологии.

            Рассматривались следующие вопросы:

- Современные информационные технологии, их использование на уроках естествознания.

- Изучение места мультимедийных продуктов в повседневной жизни школьников.

- Проектная деятельность и экологическое воспитание во внеурочной деятельности по информатике, биологии, химии. Создание экофильмов.

- Гигиенические аспекты в компьютеризации современных общеобразовательных учреждений. Влияние просмотра телепередач и пользования компьютером на состояние здоровья подростков и взрослых граждан.

- Воспитательный потенциал современного урока.

Вступительное слово к семинару Капрановой Г.В.:

Любому педагогу стоит запомнить знаменитую фразу выдающегося математика, программиста и педагога Сеймура Пейперта: «Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать».

Условия жизни в XXI веке значительно изменились по сравнению с предыдущими периодами: за 1 год создается информации больше, чем за предыдущие 5000 лет, наиболее востребованные сейчас профессии даже не существовали несколько лет назад, сроки внедрения научных открытий сократился до нескольких лет вместо десятилетий.

Все это приводит к тому, что обучать по традиционной старой формуле «Послушай – повтори – выполни – получи отметку» невозможно. После такого обучения ученик не сможет приспособиться к новым условиям современной жизни, не достигнет успеха.

Государственный образовательный стандарт ЛНР предполагает развитие универсальных учебных действий в течение всего периода обучения в школе. Универсальные учебные действия открывают школьникам возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в планировании, прогнозировании, целеполагании, самоопределении, контроле, структурировании и т.д.

Формирование навыков информационной деятельности и универсальных учебных действий – задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий.

Из выступления Столяровой Т.Ю., зам директора по воспитательной работе, и учащихся ГБОУ ЛНР «АСОШ имени Х. Алчевской» педагоги познакомились с деятельностью «Проекта Первого Школьного»:

Над созданием мультфильмов, проектов, фильмов работает вся школа. Создаются условия сплоченности, дружбы, погружения в тему. Школьникам не всегда хочется читать, слушать, что предлагают педагоги. Но всегда с интересом  они смотрят ролики в интернете. Поэтому важно, чтобы они были нужными, полезными, способствовали гармоническому воспитанию школьников.

Первые работы были посвящены экологическим темам. Первый экологический мультфильм по сбору пластика в школе. Работая над экологическими проблемами на нашей планете, школьники использовали разные технологии, одна из которых лега. Мультипликаторы создавали фон, готовили рисунки, предметы для передвижения. Когда кадры были готовы - записывали звук. Школьники очень увлеченно рассказали о программах монтажа, которые использовали специально для аннимаций, поэтапно о своей деятельности по подготовке мультфильмов, проектов и поделились перспективами своей работы.

Таран Н.В., методист ГБОУ ЛНР «АЭБЦДиЮ», рассказала о роли проектной и исследовательской деятельности на уроках естествознания, об использования компьютера, работе с сайтами. При подготовке и проведении занятий кружка на всех ступенях обучения в современном образовательном учреждении используются различные формы ИКТ, а именно:

1 Готовые электронные продукты.

2 Мультимедийные презентации и видеофрагменты.

3 Ресурсы сети Интернет.

4. Тестовые задания

Остановилась также на организации основных этапов при работе над проектами и городских, Республиканских конкурсах, в которых педагоги могут принять участие.

Бершадский А.Н., учитель биологии ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6», познакомил присутствующих педагогов с опытом своей работы, выступив с темой «Изучение места мультимедийных продуктов в повседневной жизни школьников».

Интересно и познавательно проходят уроки биологии с использованием разнообразных форм и методов, когда создаются условия для школьников визуализации процессов. Например, при изучении темы «Белки» в 10 классе возможность понять оптическую симметрию, механизм ее появления в животной клетке. Знакомство с составляющими белков – аминокислотами и сложнейшими процессами становится доступным для учащихся при использовании видеофильмов, роликов, моделирования. Использование педагогом любопытной информации становится увлекательным при изучении многих тем в школьном курсе биологии, начиная от строения пыльцы, процесса опыления, приспособления растений, а также важными темами, которые рассматривают строение мембран в клетке, поступления веществ. Именно с мембран начинаются все заболевания в организме человека, как инфекционные, так и онкологические.

Школьники Бершадского А.Н. сами создают видеоролики о здоровом образе жизни, создают сайты в контакте для сбора и обмена информации по темам биологии, как между собой, так и с учителем.

Щабельская Е.А., методист по учебным дисциплинам ГБОУ ЛНР «АГМК», познакомила педагогов с влиянием компьютера на здоровье человека.

Компьютер – новая реальность в нашей жизни, и человек в силу своей эволюции не приспособлен к постоянной работе с ним.

При его разумном использовании, пользы от компьютера намного больше, чем вреда. Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется, постоянным сидячим положением, большим зрительным напряжением, однообразными повторяющимися нагрузками на руки, а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером: мерцание монитора (влияние  на зрение), электромагнитное излучение, шум (психическое раздражение), стесненная поза (воздействие на позвоночник), изменение микроклимата помещения (влажность, пыльность), режим работы (необходимые перерывы на отдых).

Температура после часа работы компьютера повышается на 6 - 7 градусов, а влажность, напротив, понижается на 35 - 40%. Также в помещении значительно повышается содержание двуокиси углерода - примерно на 30%. Воздух сильно ионизируется, в нем увеличивается количество положительных ионов, что самым неблагоприятным образом влияет на работоспособность и состояние здоровья ребенка. Осаждаясь на пылинках, ионы попадают в дыхательные пути ребенка, что. В свою очередь, зачастую приводит к першению в горле, возникновению кашля и слезоточивости.

Капранова Г.В., методист по учебным дисциплинам ГБОУ ЛНР «АГМК», обратила внимание педагогов на  Инновационные процессы школьного образования:

- проектирование. Научное исследование;

- профилизацию старшей школы;

- личностно-ориентированное обучение;

- информационно-компьютерные технологии.

А также ведущие гигиенические проблемы обучения старшеклассников – научное сопровождение профильного обучения:  недостаточную преемственность между требованиями школы и вуза;  сложившуюся практику дополнительной подготовки к поступлению в вуз;  недостаточную психолого-педагогическую поддержку выбора профиля обучения и профессиональной профориентации.

Использование  здоровьесберегающих педагогических технологий может как усиливать, так и нивелировать влияние учебной нагрузки.

Основные гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков:

- учет в организации педагогического процесса заболеваемости современных учащихся (преобладание функциональных отклонений и заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нервно-психической сферы, сердечно-сосудистой системы);

- развивающая нагрузка основного и дополнительного образования с учетом личностных морфо-функциональных особенностей включая интеллектуальное развитие в каждом возрастном периоде.

Беденко О.Г., учитель химии ГБОУЛНР  «АГГ –Д/С имени П.Н. Липовенко», выступила с темой «Воспитательный потенциал современного урока».

Рассказала о роли интегрированных уроков, затронула психологические аспекты клипового мышления школьников. Поделилась опытом своей работы по подготовке и проведению уроков, о работе с одаренными детьми. В ее вступлении прозвучали собственные рассуждения по вопросам воспитания, а также использовала высказывания известных педагогов: «Личность воспитывает личность», «Удивлять и удивляться нужно всегда».

Педагоги активно и с интересом обсуждали вопросы семинара.

Только талантливые учителя, могут воспитать талантливых учеников.

Заключительное слово Капрановой Г.В.:

Учебный день – это широкий воспитательный процесс, а урокосновная форма работы учителя.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личности ученика.

Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика.

Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я», «воспитатель сам должен быть воспитан». Есть замечательная английская пословица, с которой согласны многие педагоги: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас».

Сегодня образование стремится приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:

- на первое место в проектировании урока ставится создание условий для воспитания социально активной личности;

- учитель должен научить ребенка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

Воспитание гуманной личности, социально активной, творческой и адаптивной – веление времени. А возможно это только с заботой о здоровье школьников, использованием здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеурочной деятельности.

 

А пока проведите свой обычный урок!

 

Вдохновенье. Удача. Успех…

Ты опять хочешь быть лучше всех!

Оглянись и немного постой,

Не пора ли стать просто собой?

Ни концерт, ни спектакль напоказ,

А урок без особых прикрас,

Где тепло, где спокойно, где смех,

Где не ты, а они лучше всех!!!!!

 

Просмотров: 49 | Добавил: agmk_alchevsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close